22.03
20:50

Страсти по Матфею. Епископ Иларион Алфеев

«Страсти по Матфею» митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве и через один день – в Риме. Сочинение это написано для классического состава струнного оркестра и смешанного хора с участием солистов. Оно делится на четыре тематические части: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие» и «Погребение». Написано для исполнения во время духовного концерта, не во время богослужения. Строилось оно изначально по классическому образцу: например, вступает хор, затем следуют слова евангелиста, которые читаются в манере, характерной для чтения Евангелия в православном храме, то есть на одной ноте (псалмодическое, ровное чтение). Далее идет хорал, который, основываясь на богослужебных текстах Страстной седмицы, поддерживает наше молитвенное сопереживание определенному евангельскому фрагменту…
Название «Страсти по Матфею» владыка сознательно выбрал, опираясь на своих предшественников, в первую очередь, на творчество Иоганна Себастьяна Баха, которого он глубоко почитает как композитора и христианина. Бах был человеком верующим: каждое свое произведение начинал словами «Иисус, помоги», потом писал музыку и заканчивал партитуру словами «Слава Тебе, Господи». В основном, музыка Баха посвящена Христу, духовной жизни человека.
«Страсти» писали и другие композиторы – это был определенный жанр. Но каждый человек, каждое время привносят какое-то свое звучание, видение, которого не было во времена Баха. И владыка написал свою версию, хотя, конечно, его музыка построена по законам классической гармонии, и в этом смысле митрополит Иларион не стремится быть экспериментатором. Однако говорить о новаторстве все же можно: дело в том, что подобные произведения до него не писались на русском языке. Новизна есть и в том, что евангельские слова стали основанием и содержанием музыкальной концертной формы.
Произведение владыки – современное, но опирается на лучшие каноны и традиции его предшественников…»

Страсти по Матфею. Епископ Иларион Алфеев


Комментарии:

24.03.2012 в 14:45
Klukva x0 @ Klukva

.
25.03.2012 в 12:28
Klukva x0 @ Klukva
"Дирижер" в "Орленке" 29 марта-4 апреля – 18.15.

Кто со мной?
27.03.2012 в 21:00
Чудная x0 @ Klukva
Klukva написал(а)
"Дирижер" в "Орленке" 29 марта-4 апреля – 18.15.

Кто со мной?


Я очхочу!
Но могу или в сб. 31-го или во вт. 2-го.
27.03.2012 в 21:03
Klukva x0 @ Чудная
Какой у тебя жесткий график!
Давай будем на субботу целиться. А там - как получится. ))
27.03.2012 в 21:04
chuchelo x0 @ Klukva
а я в субботу дежурю…( *мля*..
27.03.2012 в 21:07
Klukva x0 @ chuchelo
Светик, она в субботу дежурит!
Я согласна на любой день. ))
27.03.2012 в 21:09
chuchelo x0 @ Klukva
может в воскресенье или понедельник? я правда в вск после дежурства, а как что в пн. не знаю пока.. графика еще нет..(
27.03.2012 в 21:10
Klukva x0 @ chuchelo
Отдохнешь к вечеру. ;)
А можно и в понедельник.
27.03.2012 в 21:12
chuchelo x0 @ Klukva
в обчем я согласна на вск..))
27.03.2012 в 21:17
Klukva x0 @ chuchelo
Значит на воскресенье!
27.03.2012 в 21:17
chuchelo x0 @ Klukva
давайте-давайте!)) спишемся в пятницу!)
30.03.2012 в 15:13
chuchelo x0 @ Klukva
Клю.. ну чо там в воскресенье?:) идем?) если идем, то во скока встречаемся?)
30.03.2012 в 15:14
Klukva x0 @ chuchelo
Если ничего не поменяется, идем.
В 18.00, наверное…
30.03.2012 в 15:15
chuchelo x0 @ Klukva
встречаемся в Орленке? или около?)
27.03.2012 в 21:14
Чудная x0 @ Klukva
Хорошо..
Решим!
Можно и в вс!
27.03.2012 в 21:15
Klukva x0 @ Чудная
Ура!
27.03.2012 в 21:15
chuchelo x0 @ Чудная
:-****

Может, Юльку позовем?)
27.03.2012 в 21:16
Чудная x0 @ chuchelo
Да а чего нет..
Позовем!
28.03.2012 в 12:24
astralf x0 @ Чудная
а мну возьмете?..
28.03.2012 в 13:21
Чудная x0 @ astralf
astralf написал(а)
а мну возьмете?..


Да…конечно!
Присоединяйтесь!

зЫ..Очжаль что не смогли составить нам компанию в вс. на Оскара(
Одна из тех постановок..которые напоминают нам о главном…о самом главном..
Есть точка ВХОДА в жизнь…а вот он выход…
И такой малюсенький отрезок времени между ними…………
И на что мы его тратим (???)
На боль…сомнения…сожаления…гнев…вражду…страхи…жалость…
В то время когда так просто заменять…все это тем…что дарит силы.
Творчеством…любовью…верой…надеждой…да просто улыбкой..)

25.03.2012 в 22:30
Johann x0 @ Klukva
Cпасибо, весьма интересно.
26.03.2012 в 20:06
Klukva x0 @ Johann
Вы о произведении епископа Илариона или о новом фильме Лунгина?

Фильм, конечно, посмотреть надо, хоть я и не поклонница этого режиссера.
А вот митрополит Иларион – пример для подражания!
Очень бы хотела, чтобы мой сын был таким! Взял лучшее в нашей семье: и мою консерваторию, и папин Оксфорд; и Духовную академию… ;)
26.03.2012 в 20:41
Johann x0 @ Klukva
О произведении Иллариона. Интересное. Несомненно сильно влияние Баха. Я раньше слышал произведения совр. композиторов - Пярта, Тавенера, Артемова и др. на церковные темы. Но там несколько иной стиль.

Что касается личности митрополита, мне несомненно что это человек весьма образован и деликатен, и многое говорит правильно. Однако есть и то, с чем я не могу согласиться.
27.03.2012 в 19:04
Klukva x0 @ Johann
Впечатления со сцены. )) Екатерина Малеина.
Чем дольше я пою эту музыку, тем больше я в нее влюбляюсь: начинаю понимать, что она написана как будто свыше. Видимо, каким-то наитием она была дана владыке. Кто слышал эту музыку, тот меня поймет - все четыре арии от четырех солистов (каждый поет по одной - сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас) - как музыкальное откровение! Мы все, кто поет в хоре, стоим и с замиранием слушаем.
Думаю, многие согласятся, что эта музыка иногда напоминает музыку Баха. Ведь, как мы знаем, вся музыка Баха - это разговор с Богом, размышления о Боге: от клавирных прелюдий до органных фуг и больших ораторий - все это связано с чем-то высокодуховным.
20-го марта мне довелось побывать на премьере фильма Павла Лунгина "Дирижер", в котором используется вся - от начала до конца - музыка оратории "Страсти по Матфею". Впечатление мое такое: на прекрасную музыку наложен некий сюжет с драмой, со взрывом, со смертями, с любовной линией. Но все равно мне кажется, что музыка владыки здесь выступает как основа, как отдельное действующее лицо. Убрать музыку и показать фильм без нее - это будет уже совсем не то…
В истории русской православной музыки мы сталкиваемся с жанром "Страстей" впервые, так как он ранее использовался только в западной христианской традиции; а в православной традиции музыка на богослужении всегда поется a cappella…
Я считаю себя счастливым человеком, потому что пою в Московском Синодальном хоре…
26.03.2012 в 20:41
Johann x0 @ Klukva
дубль
27.03.2012 в 19:05
Klukva x0 @ Johann
А фильм вы планируете посмотреть?
28.03.2012 в 12:18
Johann x0 @ Klukva
А фильм вы планируете посмотреть?

Да. Однако думаю, что лучший его фильм уже создан. "Остров".
28.03.2012 в 16:17
Klukva x0 @ Johann
Расскажете о своих впечатлениях от "Дирижера".
27.03.2012 в 21:02
Чудная x0 @ Klukva
Klukva написал(а)

Фильм, конечно, посмотреть надо, хоть я и не поклонница этого режиссера.


Почему?
А "Остров" как же?
27.03.2012 в 21:05
Klukva x0 @ Чудная
Мне только "Свадьба" у Лунгина нравится.
27.03.2012 в 21:12
Чудная x0 @ Klukva
А мне все таки "Остров"..
<!--[if !IE]>--><!--<![endif]-->Get<!--[if !IE]>-->
27.03.2012 в 21:14
Klukva x0 @ Чудная
Ты давай к вечеру в воскресенье разгребайся и сходим. ))
Или уезжаешь?
28.03.2012 в 12:30
astralf x0 @ Чудная
а "Такси-блюз"? сейчас как нельзя кстати достать эту картину с пыльной полочки и тщательно пересмотреть.
28.03.2012 в 16:12
Klukva x0 @ astralf
Фуу, "Такси-блюз". Терпеть не могу этот фильм. Два раза в детстве смотрела, но так и не поняла,чем там можно восхищаться.
28.03.2012 в 16:21
Klukva x0 @ astralf
Нет, единственный фильм Лунгина, который я могу пересматривать, это "Свадьба"!
(не видела "Ветку сирени" и "Царь", о них ничего сказать не могу)

29.01.2013 в 10:02
Klukva x0 @ Klukva
7 февраля 2013 года в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского пройдет концерт, приуроченный к празднику Сретения Господня. На прославленной сцене выступит Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Российской Федерации Павла Когана. Участники концерта услышат восходящую звезду оперной сцены, солистку Большого театра Светлану Касьян (сопрано).

Первое отделение концерта отдано классической музыке: будут исполнены арии из опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди.

Во втором отделении прозвучат музыкальные произведения митрополита Илариона (Алфеева), одного из самых исполняемых современных российских композиторов. Публике будут представлены арии из «Рождественской оратории» и «Страстей по Матфею» — наиболее известных сочинений митрополита, многократно исполнявшихся на российских и зарубежных площадках. В программу концерта включено также «Concerto grosso» для четырех солистов, клавесина и струнного оркестра.

На концерте ожидается две премьеры. Впервые публика услышит Фугу на тему BACH для струнного квартета и оркестра.

Также впервые на большой сцене прозвучат «Песни о смерти», написанные будущим архиереем в 16-летнем возрасте. Литературной основой «Песен» послужили четыре стихотворения великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, посвященные теме смерти. Глубокое и эмоционально насыщенное сочинение, написанное 30 лет назад для голоса и фортепьяно, переложено автором для голоса и оркестра, в составе которого такие необычные для классической музыки инструменты, как гитара и вибрафон.

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Друзья


Найти друзей