23.11
16:53

Мышкин

Человек свободен в своей воле и выборе, и всё охватывается Божиим Промыслом. Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Так получилось, что вместо Колокольни счастья мы отправились в путешествие в город-сказку Мышкин!
Вон из пыльного города в маленький городок Мышкин, спрятавшийся среди Ярославских лесов!

В обед я забежала домой и забронировала гостиницу в Мышкине. Когда едешь вдвоем , можно не думать, где ты проведешь следующую ночь, а когда путешествуешь с детьми, приходится планировать.
Новые правила предоставления гостиничных услуг вступили в силу только 21 октября. Поэтому мы еще ездили по старым правилам. Платили за целые сутки. Но я не в обиде.))

Куда более неприятны пробки. Не понимаю людей, кто каждый день в них стоит! Это же мазохизм!
Из города выезжали более часа, уже стемнело. В сумерках зашли в «Карусель» на Московском шоссе, чтобы купить еды в дорогу (Туда, куда мы едем, магазины ночью не работают. )) В Мышкине с каждым годом открывается все больше гостиниц и гостевых домов, а вот магазинов больше не становится, единственный магазин самообслуживания на ул. Карла Либкнехта закрылся.. )

И задали себе традиционный вопрос: «куда же нас несет?». Приходится преодолевать 500 км, чтобы на несколько дней окунуться в тот необыкновенный уклад жизни, который так близок нашему сердцу!
Приезжая в Мышкин, я попадаю в тот бесконечный уют, теплоту, в простоту и спокойствие, которых больше нет нигде.
В Мышкине каждый находит что-то свое. Я не знаю человека, которому бы не понравился Мышкин.
— Мы сюда из года в год приезжаем ради атмосферы,— говорит жительница Северной столицы.— Здесь какая-то особая аура, после наших пробок и нервотрепки мегаполиса мы здесь спокойнее становимся, очень добрый город.

Это уже наша третья (или четвертая..) поездка в Мышкин!
Впечатлений, настроения, идей с лихвой хватает «от одного Мышкина до другого». Но мы все равно с нетерпением ждем новой встречи.
Чтобы снова окунуться в волшебный мир той жизни, от которой мы отказались и по которой скучаем.
Полина первый раз была здесь, когда ей еще не исполнилось 3 лет. Совсем маленькая, всего боялась. В этот раз она отнеслась ко всему с пониманием!

Наш маршрут пролегал через Ковров, Шую, Иваново, Гаврилов Ям. А далее через Ступкино, Никульское, Бол. Село в - Мышкин.

Через четыре часа наша «лисица» была уже в Ярославской области.. Как странно и как таинственно ночью в лесу! Днем животные избегают близости человека.. А под покровом тьмы, когда вся живность, которая днем пряталась, выходит на поверхность, происходят неожиданные встречи. Я даже не представляла, что можно встретить столько живности за один раз! Лось, еж, белка, лисы, енотовидная собака. Мы то и дело вставали, чтобы кого-нибудь пропустить. Некоторые звери не перебегали, а просто выглядывали из травы на обочине дороги. (В темноте глаза у лис и котов светятся как зеленые лампочки.) Лис о-очень много!
Особенно впечатлил, конечно, лось: животное большое, свежее, чистенькое; по поведению не похожее ни на лошадь, ни на корову.
Муж каждый раз повторял: «И чего им не спится? Я бы на их месте спал!»
Лес— это прежде всего сложнейший комплекс взаимоотношений тех, кто в нем обитает.

В гостиницу приехали заполночь, уставшие с дороги, хотелось только одного - доползти до кровати, уже было не до еды и интернета.
На стоянке оглядели соседские машины, поселились и улеглись спать.
Мышкин – город туристический, гостиниц там становится все больше и больше. А мы почему-то по привычке останавливаемся на ул. Лесной.

Утром, позавтракав в столовой, мы отправились во Дворец мыши, знакомиться в расписанием экскурсий.

Посещение здесь организовывается в виде интерактивных программ.
Девушки-экскурсоводы в сказочных сарафанах встречают гостей, проводят по залам дворца, выдают все мышиные тайны. Царь с Царицей встречают гостей в троном зале.

Помню, как первый раз Полина, увидев Мышиного царя, испугалась и заплакала. В этот раз она уже никого не боялась: «Нечего его бояться – он не настоящий!»
Ребенку больше всего понравился зал с кривыми зеркалами… «Где ты была худенькой, а я толстой.»
А мне больше всего нравится зал с медведями. Все-таки плюшевый медведь – это больше, чем просто Медведь!

Во всех залах, кроме зоопарка можно фотографировать, многое во дворце можно трогать руками. Очень хороший музей! Я его рекомендую и взрослым, и детям.
Самая необычная часть – это царский зверинец - мини-зоопарк с живыми мышками. Мышки разных пород бегают по вольерам, иллюстрируют повадки своих сородичей со всех уголков мира.

Потом мы отправились гулять по городу.

Все в Мышкине знают легенду про то, как мышь спасла князя Мстиславского от смерти. Однако мышкинская Мышь спасла не только князя Мстиславского. Она помогла выжить маленькому городу в трудные 90-е. Всех спасла и накормила! Ну, а если быть точным, то это заслуга самих мышкинцев и их предприимчивых краеведов.

Можно считать также счастливым стечением обстоятельств появление в советские времена в Мышкине нефтеперекачивающей и газокомпрессорной станции. Правда, стоит, наверное, посмотреть фильм «Труба», чтобы понять, что не везде, где труба – там процветание.
На кухне я познакомилась с газовиками из Питера. Дяденьке очень понравилась моя сковорода. (которую я всегда вожу с собой)
- Эта сковородка, наверное, лучше?
- Да, но это моя. Из дома!. ))
- Ааа. Вопросов нет! ))

Город стоит на Волге, но чем завлечь туристов?
Основатель первого народного музея Мышкина Владимир Гречухин вспоминает, что в 1960-е годы никто не знал, в какую сторону им развиваться.
«Сперва мы отнеслись к этой идее (мыши) скептически. Краеведы — люди серьезные, увлеченные стариной, собираем древние предметы, механизмы, порой целые здания и сооружения. И вдруг нам предлагают заняться какими-то серыми и хвостатыми,— улыбается Владимир Гречухин.— И только когда народ потянулся на этот бренд, мы поняли, что это дает нам идею, сказку. У нас в гербе города мышь, черт побери! И название какое ласковое — Мышкин.»

«Мыши всех стран, объединяйтесь в Мышкине!».)
Так появился первый и единственный в мире Музей мыши.

Вы скажете, что два музея мыши – это чересчур! Нет, совсем нет . Они разные. Дворец мыши – большой интерактивный. А музей Мыши – меленький, уютный, расположенный в настоящем деревянном доме, где и полагается жить мышам. (По сути это филиал краеведческого музея) Здесь много сувениров, подарков, мышек из мультфильмов, мышек – кукол, мышек- картин.

Сувенирная коллекция меняется. Нашего покусанного бутерброда мы не нашли, но зато купили кусочек сыра с мышкой.
Мышкинцы любят пошутить и над собой, и над приезжими.. Склонность к иронии и юмору у местных жителей очевидна. Но шутят они ласково, по-нашему.. не так как в Габрово или Одессе. Посмотрите, какие милые у них сувениры!

Склонность к юмору чувствуется даже в народном музее. Чего здесь только нет!
Аппарат для приготовления лимонада (в начале века в Мышкине действовала лимонадная артель), шасси бомбардировщика с шиной Ярославского шинного завода, диковинный американский school bus, который возил мышкинских детей до тех пор, пока не вышла из строя автоматическая коробка передач.
Неплохо сохранившиеся Willys MB, Иж-49 и трактор Универсал и много всего.
Может быть, иностранцу не очень понятно, что здесь такого уникального, а русский человек точно откликнется.

В Мышкине концентрация музейных объектов на душу населения велика.
Чтобы все основательно посмотреть, нужно приезжать в Мышкин как минимум на два дня.
Есть еще туристические объекты в окрестностях.

«Есть ли закодированные?» - спрашивают в музее русского водочного короля П.А.Смирнова — того самого, чья фамилия до сих пор является «сорокаградусной» торговой маркой. Родился Петр Арсеньевич Смирнов в деревне Каюрово Мышкинского уезда и стал основоположником целой династии водочных королей, последние представители которой осели в США. Посетителям музея наливают. Правда, не «Смирновки», а настойки «Косорыловки» — фирменного алкогольного напитка местного производства, пользующийся огромной популярностью во всей Ярославской области.

Интересный музей – Мышкинский самоходъ.
Мышкинскому самоходу уже 17 лет и он ежегодно проводит одноименный фестиваль!
Символ фестиваля – это старушка-полуторка, первая машина «Самохода».
«За пятнадцать лет мы пронаблюдали большой и прогрессивный путь на дороге своего увлечения многих любителей ретро-старины. Многие одиночки объединились в клубы. А многие клубы значительно выросли не только по числу членов и количеству единиц техники, но и качеством подхода к сохранению авто-раритетов… Представители всех этих организаций с развевающимися флагами прибыли на сцену.»

Мы как –то раз приехали в Мышкин в мае и стали свидетелями Парада Победы.

Еще одна действующая достопримечательность в Мышкине, привлекающая внимание туристов ничуть не меньше, чем городские музеи – это паромная переправа.
У нас с ней, честно сказать, долго не клеилось. Первый раз мы приехали в Мышкин зимой. По пути из Рыбинска. Приехали и не нашли ни моста, ни ледовой переправы. (Ледовую переправу тогда еще не навели.) Муж ругался…
Второй раз, чтобы ничего не объезжать, мы вообще поехали через Юрьев – Польский – Переславль.
А в этот раз мы ехали ночью и даже не могли рассчитывать на паром.
Паромная переправа работает с 6-00 до 22-00 летом (осенью время работы сокращается).

Ответ на вопрос «Почему в Мышкине до сих пор нет моста?» волнует очень многих.
Меня он тоже волновал.. «Почему они хотя бы как в Павлове не сделают?!» Можно же понтонный мост поставить!!»
Приезжаешь, а тут – Бац, ничего нет..

Да, наше поколение - избаловано. Бабушки раньше благодарны были мирному небу, что войны нет, радовались практически любому мужу — лишь бы не пил и не бил. А современному поколению подавай все – и сразу! И мужа, и квартиру, и машину … и мост!
«Ну, теперь твоя душенька довольна?» - говорил старик в сказке А.С. Пушкина.
Сказка до сих пор не потеряла своей актуальности. Чтобы быть счастливым, надо себя ограничивать. Чем голоднее, тем вкуснее еда. Чем зажратие, тем еда безвкуснее, а душа несчастнее. Не зря в любой религии существует пост.
Не нужен Мышкину мост! И не ворчите!

А вот набережная нужна любому волжскому городу! Когда в 1940-х годах началось строительство Рыбинского водохранилища, Мышкин оказался между двух плотин: Угличской и Рыбинской. В итоге воплощения в жизнь этого масштабного проекта под водой оказались семь улиц города и нижняя набережная. А наводнения во время весеннего паводка стали ежегодными.
Берег осыпался..
Несколько лет назад губернатор Ярославской области пообещал найти деньги на строительство долгожданной набережной и нашел. В Мышкине появилась новая набережная и беседка в стиле Костромской и Ярославской! Ура, товарищи!

Как здорово гулять в Мышкине. И погода нас встретила самая замечательная!
Вот так мы отдохнули в Мышкине. Пора двигаться дальше.

На обратном пути мы собирались заехать на Рыбинскую ГЭС. Когда-то в тот самый первый приезд в Рыбинск, мы не нашли на нее дорогу. Долго плутали по городу, потом бросили эту затею. Тогда у нас даже навигатора не было.

А в этот раз мы посчитали, что не сдадимся и доведем начатое пять лет назад. Первое, что нужно было сделать - это купить карту! Как оказалось, дело это непростое. Последний книжный магазин закрылся в городе два года назад… Можно на досуге почитать, как Гризли и Паумен пытались купить карту Рыбинска в далеком 2008.
«Город развивается благодаря авиационным двигателям, спроектированным ведущим научно-производственным объединением "Сатурн", а туризм прибыли не приносит. И это чувствуется до сих пор. Что и говорить, если карты города в продаже нет! Не было ее, кстати, и в бирже-музее…»

Рыбинск - город большой, промышленный, интеллигентный, но не туристический. Раньше туристов сюда не пускали из-за большого количества стратегических предприятий, а сейчас они (туристы) сами не едут… хотя официально «закрытым» город никогда не был.

Наличие в Рыбинске оборонных предприятий, чувствуется до сих пор. Город вытянут вдоль реки, много рабочих районов и колоний.
Сейчас Рыбинск стал доступнее и гостеприимнее, гостиницы стали появляться. А не только "Рыбинск 2*", в котором, как мне кажется, никогда ничего не поменяется!

Но город еще больше облупился…
С реки Рыбинск смотрится гораздо эффектнее, чем в действительности.

Рыбинск встретил нас колокольным звоном.
Мы заехали в парк, немного погуляли. Потом остановились недалеко от набережной. Собор великолепен, слов нет!
Здание биржи тоже восхищает своим богатым декором и затейливой архитектурой. Посмотришь на него и не поймешь сразу: «то ли древнерусский терем, то ли готический замок».
Как я говорю, в Рыбинске есть только два нормальных здания: это собор и биржа! ))
А в сквере напротив Биржи стоит Ильич.
«Рыбинский Ильич выглядит совершенно уникально. Это тот редкий случай, когда на голове у вождя не каноническая кепка, а натуральная шапка-ушанка. Да и одет вождь с учетом сурового северного климата - в добротную дубленку. На постаменте у ног Ильича табличка с замечательной цитатой, пугающей своей откровенностью - Пусть господствующие классы содрогнутся перед коммунистической революцией»

Прогулялись по набережной. Ошанин, знаменитая рыбинская Царь-рыба, мост…
Вот такой он, наш любимый Рыбинск !

С трудом раздобыв карты Рыбинска, мы поехали в Переборы.

Рыбинск – город красивый, но своеобразный. Из серии кино не для всех.
Большое рукотворное море — Рыбинское. Уникальный водоем разлился на месте полей, лугов и лесов.
Нужно ли было строить это самое большое в мире рукотворное озеро — вопрос спорный. Из-за него под водой оказались древние памятники, местность стала заболоченной, изменился климат, лето стало более влажным и прохладным, перестали вызревать лен и пшеница.

Вышли на смотровую площадку, чтобы получше рассмотреть мать-Волгу. Огромный монумент высотой в сорок метров, на входе теплоходов в шлюзы, в свое время построили заключенные. Издалека не понять, что это. Скорее всего, симбиоз Родины-матери и Волги-матушки. В простонародье, "баба".
В 2008 можно было к матери-Волге подойти. Сейчас проходы перекрыты, можно любоваться ею только с воды или со смотровой площадки в Переборах.
Отсюда хорошо видны и башни шлюзов.

Переехав через плотину, мы решили проехаться по другому берегу Волги.
Замыкая круг по северу Ярославской области, мы заехали в Тутаев, маленький городок на Волге. Здесь царят красота и тишина, располагающие к неторопливым прогулкам.
Главная достопримечательность города — Кустодиевский бульвар, протянувшийся вдоль левого берега Волги. Борис Кустодиев не раз бывал в Романове-Борисоглебске, и тот стал для него настоящим источником вдохновения. Художник гулял по набережной, посещал ярмарки, наблюдал жизнь купцов и писал купчих — пышных, дебелых, сдобных. Это была его любимая тема. В память о Кустодиеве в городе оживают картины провинциальной жизни: на бульваре кипит самовар, звучит патефон, гуляет нарядная публика — барышни в капорах под ручку с галантными кавалерами.

Вот такой он, север Ярославской области — живая культура, незабываемые впечатления, свежий волжский ветер и прекрасные люди.