17.05

Весна в Кологриве

Вы, деревенские Приамы,
И вы, чувствительные дамы,
Весна в деревню вас зовёт,
Пора тепла, цветов, работ,
Пора гуляний вдохновенных
И соблазнительных ночей.
В поля, друзья! Скорей, скорей…

И вы, читатель благосклонный,
В своей коляске выписной
Оставьте град неугомонный,
Где веселились вы зимой;
С моею музой своенравной
Пойдёмте слушать шум дубравный…

Отрадно, что в пушкинском приглашении для нас нет ничего непонятного, нет ничего, на что мы не откликнулись бы сердцем. Может, разве что, мы не очень хорошо знаем античную литературу и без сносок не поймём, что, упоминая троянского царя Приама, Пушкин имел в виду его многодетность. Деревенские Приамы, стало быть, — почтенные отцы семейств. )) А выписных (выписанных из-за границы) колясок у нас сколько угодно: иномарки новые, подержанные, собственные и приятельские.

Весной случается короткая, в несколько дней пора, когда все вдруг оживает и начинает дышать обещанием близкого, верного счастья. Это обещание будто бы торжественно дается всем — и людям, и животным, и растениям. Стоит замереть, спокойно подождать немного в тишине и созерцании, и обещание непременно будет исполнено.
Невозможно упустить это чудо!

Горожанин любит лес, деревню после города, как солнышко после дождя: наши чувства отмыты долгим воздержанием от этой щебечущей и цветущей роскоши.
И как бы ни ощущалась усталость, ясно - что нет большей радости, чем приехать в лес в эту замечательную пору!

Мы боролись с обстоятельствами, выбирали: Рязань, Лермонтово.. и все же остановились на Кологриве.
Зиму нужно встречать в Великом Устюге, лето — в Подмосковье, Владимире, Рязани, но весну — обязательно в Костромской области.
Как сказала Ласточка: «В Рязань-то можно и в другое время поехать, а гуси только раз в году прилетают»

«Подождите меня! Подождите меня! - кричал он диким гусям. - Я лечу, вами! С вами!
"Да ведь это Мартин, лучший мамин гусь, - подумал Нильс. - Чего доброго, он и в самом деле улетит!"
- Стой, стой! - закричал Нильс и бросился за Мартином.
Нильс едва догнал его. Он подпрыгнул и, обхватив руками длинную гусиную шею, повис на ней всем телом. Но Мартин даже не почувствовал этого, точно Нильса и не было. Он сильно взмахнул крыльями - раз, другой - и, сам того не ожидая, полетел.
Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже были высоко в небе..»
Да, да, это те самые гуси!

В конце апреля на заливные луга Кологрива прилетают стаи диких гусей из Голландии. Вид у гусей стопроцентно импортный!
В пойме Унжи они отдыхают от перелета, отъедаются, брачуются и потом отправляются дальше в Арктику выводить птенцов.
Нам горожанам, лишённым постоянной живой связи с природой, это особенно удивительно. Изголодавшиеся по природе в своих каменных джунглях, мы остро чувствуем, что гнездо аистов, косяк диких гусей – это чудо, подобное раю.

В пойме Унжи около Кологрива гуси стали останавливаться примерно с 80-х годов XX века. Гусиная пойма сохраняется и охраняется учеными биологами.
В течение этих лет гуси привыкли к тому, что Кологрив - это их место, что здесь их никто не трогает, не беспокоит, не охотится. Гуси живут долго — 30 лет, и поэтому у них очень хороший личный опыт. Для них важно, что здесь безопасно.
И что самое поразительное… Они прекрасно знают, где находится глухой русский Кологрив!
Плюхаешь, плюхаешь не одну сотню км по разбитым дорогам, через нелюдимые города и поселки. А они летят себе… свободно, без всяких виз, преград. И точно знают куда!!!

Антон Павлович Чехов писал: «Кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелётных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель, и его до самой смерти будет потягивать на волю».
А кто хоть раз хлебнул свежего лесного костромского воздуха, тот обязательно туда вернется.

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зелёный лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
Так говорила Снегурочка маме, впервые вдохнув радость жизни.

В путешествии отправились в уже спетом составе: мы и Первая Ласточка. Она очень надежный товарищ и опытный турист, закаленный и любознательный.
Как обычно в поездках следуем двум нашим негласным правилам: как можно больше успеть и проехать разными дорогами.
В Кологрив поехали через Ковернино, Рымы, паром. А обратно… Ну, об этом - в свое время. Самая удобная дорога в Кологрив идет через Ветлугу, Шарью. Поэтому кто сильно напуган лесной дорогой от Борихи в Рымы, тот может смело ехать через Шарью. Чуть подальше, но зато асфальт.
Кстати сказать, эта лесная дорожка очень понравилась. Наш автомобильчик любит такие дорожки, шагает по ним смело и мягко. Это не зубодробительная Kostroma-Road.

Затерянный в лесах, в глухом краю Высоковский Успенский мужской монастырь.
Ласточка ездила сюда с паломнической поездкой. А мы были самостоятельно в апреле. А теперь – все вместе.

Паромов через Унжу два: в Дорогине и в Горчухе.
-Здравствуйте, скажите, пожалуйста, когда у вас последний паром завтра уходит?
-Тогда же когда и сегодня.
)) Очень информативно ответил мне дяденька на станции.

Мы выехали из города после работы, поэтому решили поехать в Дорогиню, что поближе. А Горчуху оставили на всякий случай, потому что там последние рейсы в 21.00 и 21.45
В ожидании парома пошел дождь. Наша верная спутница Ласточка пошла общаться с работниками переправы, а мы остались перекусывать продукцией «Племзавода им. Ленина» «Превосходство Лучшего», которую купили в Сухоноске. ))

На пароме плыло только две машины.
- Иномарка?
- Угу..
- Не джип, не кроссовер?
- Неа, маленькая..
- 200 рублей.

Hyundai Terracan с московскими номерами проплыл как джип за 250 р.
Как мне кажется, это какие-то неправильные тарифы. Плата за паром должна взиматься в зависимости от размера (объема) автомобиля и его массы. Причем тут импортный - не импортный, джип - не джип. "Буханку" как перевозить: как отечественный автомобиль или как джип, или вообще как автобус?

Елена звонила несколько раз, спрашивала, как у нас дела и где мы находимся. Я называла какие-то ничего значащие названия и обещала позвонить из Мантурова.

До Мантурова мы мчались на всех парах, чтобы успеть до закрытия магазина. Прибыли 21.30, едва успев купить еды на вечер, водителю пива, девочкам – коньяку. В Кологриве круглосуточных магазинов нет!

Елена Корохова – удивительная женщина! Именно благодаря таким людям, как Крюковские в Юже, как Елена и Эмиль в Кологриве, держится весь туризм в провинции.
PR как известно состоит из мелочей. И чтобы о тебе помнили, говорили, нужно прежде всего жить своим делом.
Огромное спасибо Елене Федоровне и Эмилю Кабировичу за организацию нашего отдыха! К таким людям непременно приедешь еще!

Тебе интересно,
Почему я богатый такой
Откуда все эти
Машины, кафтаны, вино, домино, самокрутки
Я тебе расскажу, потому что ты мне, как родной
Всё это птицы,
Это всё утки.
Перелетные птицы
Полетели на север, на юг, на восток, на закат, я не знаю…
Улетают на солнечный бряг
Я смотрю на косяк,
Я косяк журавлей провожаю
И косяк лебедей,
И уток косяк

«Городок Кологрив, расположенный на северо-востоке Костромской области – типичная русская провинция, классическая глухомань и «медвежий угол». Здесь очень плохие, мягко говоря, дороги, депрессивная экономика и запущенный вид умирающих населенных пунктов. Всё это - правда, но вместе с тем на кологривской земле есть немало удивительного, ради чего можно приехать в этот заповедный уголок русской земли.»

Краеведческий музей им. Г.А.Ладыженского (необыкновенно богатый для провинциального города), заповедник «Кологривский лес» и Кологривская пойма, Княжая пустынь, Чижовский комплекс в поселке Екимцево, Унжа, остатки окаменелостей Юрского периода, старый Кологрив… Ради всего этого стоит приехать в Кологрив.

Краеведческий музей действительно очень интересен и богат. Он был основан академиком живописи, «королём акварели» Геннадием Ладыженским, и располагается в доме Ладыженского. Геннадий Александрович никогда не был женат и всю свою коллекцию он завещал родному городу. На родине он намеревался открыть музей.
Кологривском музее – более 1000 картин и рисунков, старинное холодное и огнестрельное оружие: пищали, бердыши, секиры, турецкие ятаганы, испанские арбалеты, французские мушкеты, африканские щиты из кожи бегемота, нидерландские аркебузы, немецкие мечи; мебель из дворянских усадеб и многое-многое другое.
Что интересно, от всей дореволюционной кологривской интеллигенции не осталось никакого следа, кроме домов, церквей и музеев. Неизвестна ни их судьба, ни их могилы, ни судьба их потомков.. Были люди – нет людей! Но осталась культура.

К Ефиму Честнякову мы и отправились на следующий день. Туристы мы закаленные, все делаем быстро: позавтракали, собрались и вперед. Погода испортилась, но для опытных туристов – это не беда.

Заехали показать Ласточке Чижовский комплекс в Екимцево и поехали в Шаблово.
Для нас это не первая поездка в Кологрив, и мы уже неплохо ориентируемся, а первый раз мы тут блуждали!

Костромская земля родила уникального человека … Е. Честняков был художником, учителем, поэтом… В Кологриве Ефима Честнякова почитают как святого. Русская народная пословица говорит, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как бы ни хотела я рассказать о Ефиме Честнякова, нужно непременно рано или поздно побывать в Шаблово и убедиться самим.
В доме-музее Е.В.Честнякова в деревне Шаблово вы познакомитесь с жизнью и творчеством этого удивительного человека, увидите своими глазами подлинные вещи, картины, рисунки и скульптуры художника.
Есть в Шаблово Ефимов ключик. Туда мы тоже непременно заглянули, набрали воды, шишек и грибов..
Весенние грибы – строчки. Наталья Николаевна сказала нам, что грибы хорошие – «Только отварите несколько раз.». Мы так и сделали!

Рядом с домом Е. Честнякова находится еще один музей (филиал дома-музея Е.В. Честнякова) – этнографическая изба.
Много мы видели таких изб, но так вкусно еще нигде не кормили!
В этнографической избе не только знакомят с миром старой русской деревни, но и угощают настоящим крестьянским обедом из русской печи!

Примерная цена комплексного обеда от 300 до 400 руб
Здесь можно отведать :
Щи крестьянские
Лапшу домашнюю
Картофель тушенный с мясом из чугунка
Селянку по-деревенски с грибами
Квас (окрошка)
Молоко топленное
Чай травяной
Сыр крестьянский.
Пироги деревенские.
Возглавляет музей Наталья Николаевна Завьялова, под ее началом трудится очень интересный и работоспособный коллектив.

Светлана Румянцева, всегда и русскую печь растопит, и приготовит заранее настоящих щей, и научит печь пироги и работать ухватом.
Расскажет и про четверговую соль, известный костромской сувенир. Чтобы соль приобрела такой черный цвет, ее перемешивают с ржаной мукой, яйцами и обжигают в печи. Приготовленная древним крестьянским способом, соль особенно полезна. Я знаю, что туристы в Костроме охотно покупают ее в подарок родным и близким. А девушки в Шаблово готовят ее сами и угощают туристов. Очень вкусно получается, привкус необычный, а с черным хлебом и растительным маслом – ммм, просто пальчики оближешь.

Вот такое оно гостеприимное Шаблово!
Два музея мы осматривали 4 часа. Думали, что сейчас быстренько все осмотрим и поедем в Галич. Но пока добрались до дома, собрались - уже стемнело. Ехать или оставаться? Елена уговаривали на остаться, но мы решили: ехать! Нельзя терять не минуты драгоценного путешествия. Ну, не спать же мы сюда приехали!

Самая плохая дорога за это наше путешествие - это от участок от Мантурова до Кологрива. 75 км разбитого асфальта.
Представления о дорогах, конечно, у всех разные. Но эту еще никто не хвалил.
«В моем понимании - ужас-ужас-ужас - это дорога от Заволжска до Островского. Говорят ее перекатали всю сейчас. А года 4-ре назад мы ехали этот участок - 40 км часа три. Переставляя колеса машины по одному из ямы в яму. Асфальта там не было почти совсем. Куски размером с суповую тарелку - не считаются. Разбито все было в крошево - натурально. Ограничения по скорости до 20 км в час - смотрелись издевательством чистой воды - мы там ехали на скорости километров пять в час. Вот это и правда плохая дорога.»

Ну, не ужас, конечно, но достает… Джимник отзывается тяжелыми ударами. Машину не жалко, он прочный, но достается экипажу.
Зато зайчиков сколько!! Я сначала считала, а потом со счета сбилась. И интересные такие: расцветка как у песца: и не белая, и не серая - «арктический мрамор». Лису мы тоже видели. Сидела она около дороги и никуда не убегала, хоть останавливавйся и фотографируй.
Зайцы шустрые.
В общем, решили дальше не ехать, а заночевать в Мантурове.

В Мантурове есть хорошая гостиница «Ладья», в которой мы когда-то останавливались. Но в этот раз мы нашли лучший вариант - в придорожном комплексе, гораздо более доступном.

Утром проснулись, дождя как не бывало. Солнце светит! Позавтракав в гостинице, поехали в Галич. На Галичский крановый завод прошла небольшая колонна Уралов-шасси с зелеными кабинами. Наглядный пример того, как государство поддерживает промышленность военными заказами, пока гражданских нет. В прошлый раз, два года назад, по этой недостроенной трассе Санкт-Петербург – Екатеринбург шло гораздо больше Камазов с рыжими (гражданскими) кабинами.
Не кривя душой, стоит сказать, что наши краны всегда проигрывали зарубежным по всем параметрам, и сейчас тоже - очень уж тонкая машина.. Галичанин и Ивановец далеко не Liebherr, увы.

Мантурово, Нея – это пристанционные центры.. железнодорожные узлы на линии Галич – Котельнич – Киров.
По пути в Галич пересекли железнодорожный переезд узкоколейной железной дороги. Нам очень повезло увидеть локомотив и состав, груженый торфом. Они, наверное, последние действующие в стране.

В Нею заехали ради моста. Мост мне очень нравится. Живописный!

Галич

Галич возник на юго-восточном берегу Галичского озера. Древний город, ровесник Костромы..
В далеком прошлом здесь селились меря, которые потом слились с русскими и бесследно исчезли..

Мощные земляные укрепления старого города видны сейчас, спустя века, они опоясывают холм у городища Балчуг. Следы остатков древней крепости, разрушенной войсками хана Батыя в 1238 г, сохранились на высоком холме.
Первоначальное благополучие Галича зиждилось на добыче соли, тогда здесь получали соль путем выпаривания из подземной воды, как в Соликамске. Наличие соляных источников, изобилие пушнины позволили, развитие промыслов позволило Галичу стать тогда одним из богатейших русских городов. В Средние века из Галича вывозились меха, кожевенные товары. В течение всего XVI в он был ярким торговым центром Костромской земли.

Где-то в окрестностях городов Буй и Галич в семье галичского дворянина родился Ю.Б. Отрепьев, который в начале XVII стал царем Дмитрием, а точнее Лжедмитрием I. А в конце 1580 гг в Галиче оказался в ссылке неугодный царскому шурину и правителю России Борису Годунову очень знатный боярин 25-летний Василий Иванович Шуйский. Это все память о Смутном времени, за время которого Галич сильно пострадал .
В память о сожжении Галича поляками поставлен крест.
Ласточка не стала искать окольных путей, а забралась по самому крутому откосу, прямой дорогой.

В 19 веке большой популярностью пользовались базары и многодневные ярмарки, для которых построили каменные торговые ряды. Ускорению развития Галича способствовала прокладка через него в 1906 железной дороги, соединившей Петербург с Уралом.. Это, пожалуй, тот редкий случай когда железная дорога не портит город. Город уютный, приятный.
Жители Галича традиционно занимаются огородничеством. Раньше особенно они славились выращиванием огурцов, капусты, картофеля, моркови, а так же лука, чеснока.
Мы тоже заехали на галичский рынок. Набрали рыбы. Та вяленая рыба, которая продается у нас в супермаркетах, старая замученная астраханская. Нормальную вкусную можно купить только в Галиче.
А Ласточка пошла купить картошки. А купила у бабушки фиалку! Ласточка бережно везла цветок всю дорогу. У нее кстати уже живет дома кактус из санаксарского монастыря (из одной из наших поездок).

В старинном городе Галиче Костромской области приветствуют и другой любимый промысел – рыбную ловлю. Щука считается символом Галичского озера. Праздник щуки отмечают здесь по старинному обряду. Сначала — умаление духа озера. Обряд обращения к духам озера — традиционный для племен, живших у воды. (В разное время года обряды могли отличаться друг от друга в зависимости от того, с какой целью они производились.) Чтобы рыбка большая и маленькая ловилась, чтобы вода не забирала людей себе (рыбаки не тонули, к примеру) и так далее. Сам обряд похож на все остальные, когда обращаются к духам: вызывают дух, обращаются к нему, просят чего-то, благодарят (несмотря на то что это еще не сбылось, авансом благодарят).

В День щуки каждый просто обязан и попробовать поймать виновницу торжества! Приезжайте в Галич на Праздник щуки и вы сможете покататься на лодке по озеру, поучаствовать в языческих играх и обрядах и отведать знаменитой галичской ухи. Ее варят в огромных котлах прямо на песчаном берегу водоема.

А зимой отмечают в городе фестиваль «По щучьему велению». Кстати, одноименную киносказку знаменитый режиссер Александр Роу снимал недалеко от Галича, в деревне Челсма.
Щуку не только ловят (уже из лунки в озерном льду), но и делают красивейшие скульптуры этой рыбы из зимних природных материалов.

Галич нас всегда манит и зовет! В отличие от Ростова Галич – уютный, гостеприимный и в нем меньше москвичей.

Судиславль.

Очень многие россияне, и особенно творческие личности приезжали на Костромскую землю во имя творческого вдохновения, обновления и подпитки интеллектуальных возможностей, укрепления духовно-нравственных сил, упрочения связи, ощущения единства с простым русским народом. Все они как один стремились в костромские места ради целительной силы красоты природы.

Весной наши чувства отмыты, оттёрты снегом зимы, мы откликаемся на чудо цветов, листьев, на трепет и шелест в кронах. Редко кому (а может, и не редко?) удаётся это чудо ощущать не как фон, а как главное содержание своего существования. Мне хочется привести примеры, когда это так.
Антон Павлович Чехов мог дать жене телеграмму из Ялты в Москву: «Расцвела камелия». Это было событие, достойное телеграммы. Дождь, деревья, цветы были не фоном жизни Чехова, а частью его жизни.
Очень мне нравится эпизод из жизни Юрия Олеши, которого читатели знают по сказке «Три толстяка». В период жестокого безденежья и бытовых неурядиц Олеша присел однажды с женой в сквере. Жена, ворочая в голове груз навалившихся невзгод, раздражённо сказала ему:
- Ну что у тебя в жизни хорошего?
- У меня деревья цветут, - ответил он.

В прошлом люди, уставшие от беспочвенного преклонения перед иностранными мерками и нормами, утомленные столичными интригами, спешили на родную землю, в деревню… Островский, Плещеев, Кустодиев, Пушкин…
Как А.С. Пушкин неразделим со своим Михайловским, Лев Толстой с Ясной Поляной, Н.А. Некрасов с Карабихой, так А.Н. Островский неразделим с Щелыково, и именно весной здесь необыкновенно красиво и романтично.
Немножко замученный водитель, который и в выходные, и на работе работает водителем, сказал: «Вы идите, я все равно тут все уже видел, а я посплю.»
Щелыково – родовая усадьба дворян Островских, сейчас здесь работает музей-заповедник. Великий русский драматург называл Костромскую землю своей второй родиной, называл ее «милым сердцу уголком», здесь он любил отдыхать, поправлять здоровье, набираться сил, работать.. Около половины всех пьес Островского задумано, закончено или полностью написано в Щелыково. В Щелыково он и умер. Здесь неподалеку находится могила А.Н. Островского в могильном склепе в селе Николо-Бережки.
Щелыково было для Островского местом отдыха, творческой лабораторией, кладезем познания жизни русской провинции и русской деревни. Никогда и нигде Островскому так хорошо не работалось, как в Щелыково.

В мемориальной усадьбе Щелыково поражает ощущение подлинности, посетители чувствуют, что они входят не в музей, а в дом Островского. Расположение комнат, ближайшее окружение дома сохранились такими, какими они были при жизни драматурга. В усадебном парке радуют глаз тенистые аллеи, лужайки, овражки, мостики, тропинка к роднику, к пруду с островочком.

Деревянный небольшой дом с антресолями, обширными террасами, с колоннами по фасадам был построен в XVIII веке, является типичным для того времени. Кабинет, спальня, столовая.. Мебель в доме простая, старая, солидная. Островский высоко ценил резьбу по дереву, и сам пытался освоить это дело. В усадебном доме сохранились искусно выполненные Островским резные рамки для фотографий, деревянная пепельница и письменный стол. Страстным увлеченье Островского была рыбная ловля. С удочками у реки, пруда, омута он находит время посидеть почти каждый день. С южной террасы открывается красивейший вид на нижний парк, луг, реку Куешу.
В дневнике Островского есть такие строки: «Тут все: все краски, все звуки, все слова». Именно здесь он написал пьесы «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» и другие.

Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
Один цветок, который ни возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Незнаемых тобой, — одно желанье,
Отрадное для молодого сердца;
А вместе все, в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, — зажгут все чувства разом.
И вспыхнет кровь, и очи загорятся,
Окрасится лицо живым румянцем
Играющим, — и заколышет грудь
Желанная тобой любовь девичья.

Не случайно самая романтичная из пьес Островского весенняя сказка «Снегурочка» была написана именно здесь.

Заволжск
О, чудо! В Иванове сделали дороги!
Раньше этот участок дороги иначе, как «война и немцы» не назовешь.
Сейчас в Заволжске даже сделали объездную дорогу – 1,5 асфальта мимо города! А то раньше надо делать замысловатую петлю километров 8 через город и все пригороды. Свершилось!
До сих пор не отпускает вопрос, зачем в Кинешме новый мост? Из Нижнего ездить в усадьбу Островского? Не иначе. Или это элемент буйской трассы? В общем-то мост в никуда, и не зря он фигурирует в мистической драме «Овсянки».
Тем не менее, мост существует!

Через Вичугу, Лух, Мыт, Пестяки мы вернулись домой. Когда остановились в Пестяках, около магазина, муж сказал: «Ну, вот мы почти и дома.» очень не хотели заезжать в депрессивную Вичугу, причем всей командой, и спешили домой, но заехали. Вичуга порадовала своей красивой колокольней и собором.
Путешествие как всегда вышло насыщенное. Мы немного опасались опоздать на работу. Но все вышло точно по графику, как всегда.
«Коллекционируйте впечатления, следы птичек на снегу, этот восход, закат, полёт бабочки.»